Сегодня по всей России и в Севастополе празднуется День Военно-Морского флота. По всей стране проходят парады и смотры кораблей, на улицах в центре внимания люди в черно-белой военной форме с кортиками.
День Военно-морского флота отмечается в России в последнее воскресенье июля. Также имеет неофициальное название - День Нептуна.
В Петербурге прошел традиционный парад кораблей Балтийского флота. А в 22:00 в городе пройдет салют в честь праздника.
Первое регулярное формирование отечественного Военно-морского Флота - Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19 июля 1669 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление "Морским судам быть ...", что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.
До первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
Сейчас российский флот стоит на пороге масштабных преобразований и, по сути, как самостоятельное ведомство может исчезнуть. Российские вооруженные силы в рамках реформирования ждет объединение армии и флота. Уже сейчас военные округа укрупнены и объединены в т.н. Оперативные командования. К примеру, Оперативное командование "Запад" объединяет Московский и Ленинградский военные округа и Северный и Балтийский флоты.
Одновременно российский флот стоит на пороге масштабной модернизации. Расходы в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 годы составят 20 трлн рублей вместо запланированных 13 трлн.
Основной объем этого увеличения приходится на ВМФ, который в рамках 13-триллионной программы оказывался обделенным новой техникой и вооружением. То число боевых и вспомогательных единиц а также берегового оборудования, которое должен был получить ВМФ, оказывалось недостаточным для поддержания даже сегодняшнего, крайне низкого уровня готовности флота.
Параметры переоснащения флота в настоящее время уже можно себе представить. Исходя из имеющихся тенденций, ставка на первом этапе будет делаться на постройку кораблей и подлодок - отработанных промышленностью проектов, которые должны быть усовершенствованы путем внедрения нового оборудования и вооружения. Речь идет прежде всего о фрегатах "индийского" проекта 11356, которые отечественные корабелы строили для ВМС Индии, подлодках проекта 636 и ряде других проектов.
Не столь технически рискованные, эти корабли и подлодки могут быть построены в высоком темпе (3-4 года от заказа до готовности), что позволит быстро обновить плавсостав флота. Именно такой подход был выбран для обновления Черноморского флота, о котором объявил в июне 2010 года главком ВМФ России: фрегаты проекта 11356 и подлодки проекта 636 должны составить его основу.
В общей сложности, соотнося потребности флота с возможностями экономики страны и отечественного судостроения, следует ожидать, что в течение ближайшего десятилетия будут построены 12-14 фрегатов данного проекта, и 10-12 дизельных подлодок проекта 636.
Параллельно будет вестись и строительство кораблей новых проектов. В частности, по мнению специалистов, в течение ближайших десяти лет следует ждать постройки примерно 10-12 корветов проекта 20380, 4-5 фрегатов нового поколения проекта 22350, 5-6 подлодок проекта 677, возможно значительно усовершенствованных по сравнению с головной лодкой "Санкт-Петербург". Как будет изменяться программа атомного подводного кораблестроения пока неясно.
Похоже, что уже не обсуждается появление в отечественном флоте универсальных десантных кораблей: по имеющейся информации, переговоры о постройке четырех "Мистралей" на французских и российских верфях находятся в стадии, близкой к завершающей. Сообщается, что "Мистрали" будут модифицированы для российских условий: они получат усиление корпуса для плавания во льдах и несколько увеличенную по высоте ангарную палубу (для размещения вертолетов КБ Камова, имеющих большую высоту по сравнению с европейскими аналогами).
Таким образом, в наступающем десятилетии должен быть в основном сформирован облик отечественного флота. Основу его мощи составят корабли класса фрегат-корвет, действующие в зависимости от задач в составе отрядов, в одиночку или в составе крупных соединений, формируемых вокруг ракетных крейсеров (которые, судя по всему, останутся в составе флота и в 2020-е годы) или универсальных десантных кораблей.
По материалам:
Фото: E-Naum.Ru