RSS
Счетчики






Главная > Религия > Религия - неправильный ответ на правильный вопрос – глава I

РелигииМаркс считал, что правильное понимание религии позволило бы понять всю человеческую историю.

Маркс, как известно, сказал, что вся критика начинается с критики религии. Это часто считают отправной точкой позиции, которая заканчивается лозунгом "религия есть опиум для народа". Однако, как и в случае с большинством мыслителей, такое сведение к лозунгам не обосновывает идей, которые за ними стоят. Критика религии как социального явления не означала отмежевание от проблем, стоящих за ней. В известной строке в его произведении "К критике гегелевской философии права" предшествует утверждение, что религия была "вздохом угнетенного существа в жестоком мире, сердцем в бессердечном мире и душой в бездушных обстоятельствах" и что понимание религии должно идти рука об руку с понимания социальных условий, породивших ее.

Поэтому описание религии как сердца в бессердечном мире становится критикой не столько религии как таковой, сколько мира, какой он есть. Это свидетельствует о том, что его склонность рассматривать религию, политику, экономику и общество как целое была не только философскими упражнениями, а активной попыткой изменить мир, чтобы помочь ему найти новое сердце. "Философы лишь интерпретировали мир различными способами, а нужно его изменить", - пишет он в своем известном одиннадцатом тезисе о Фейербахе, и эта фраза была высечена на его надгробии на кладбище Гайгейт.

Хотя и понимания и действия были тесно связаны у Маркса, мы можем отдельно проследить его попытки понимания мира благодаря двум немецким философам - Гегелю и Фейербаху.

У Гегеля он находит концепцию идеалистической диалектики как средства для понимания исторических изменений, но он использует материализм Фейербаха как инструмент для правильного их понимания. Вот почему он назвал свою систему диалектическим материализмом.

Неизвестный автор, специально для ncool.ru, продолжение в следующей главе…

 
Цитаты, афоризмы

Говорю то, что думаю. Точно так же, когда обо мне говорят, что думают, а даже не думая, говорят. Почему же я, думая, не могу сказать?

М. С. Горбачёв





PostHeaderIcon Новенькое

PostHeaderIcon Самое популярное

PostHeaderIcon Комментируют