Критикуя Маркса, социолог Джеймс Дейвис отмечал, что в истории было немало периодов, когда люди жили в самой нищете, но не встали в знак протеста. Постоянная бедность или обездоленность, не превращает людей на революционеров; скорее, они сносят такие условия с чувством обреченности или отчаянием.
Как утверждал Дэвис, социальный протест и сама революция скорее происходят тогда, когда в условиях жизни людей происходит улучшение. Когда жизненный уровень начинает расти, тогда растет и уровень ожиданий людей. Если же после этого процесс улучшения фактических условий жизни замедляется, через крушение своих надежд люди склонны к восстанию.
Так, к протесту приводит не абсолютная обездоленность, а относительная обездоленность - расхождение между образом жизни, который вынуждены вести люди, и теми условиями, которые, по их мнению, можно реально достичь. Теория Дейвиса полезна для понимания связи между революцией и современным общественным и экономическим развитием. Влияние идеалов прогресса, вместе с надеждами на экономическое развитие, как правило, стимулируют все большие надежды, которые в случае их краха вызывают протест. Такой протест набирает силу от распространения идей равенства и политического участия в демократических процессах.
Однако, как заметил Чарлз Тилли, теория Дэвиса не сможет объяснить, как и почему различные группы мобилизуются на осуществление революционных изменений. Протест довольно часто может происходить на фоне возросших ожиданий, чтобы понять, как он трансформируется в революционную деятельность, нам нужно выяснить, как происходит коллективная организация групп для проведения эффективных политических акций.
Кравцов Петр Сергеевич, по материалам зарубежных изданий.