Духовный и нравственный рост Алексея Пешкова — композиционная основа трилогии. «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог». Соприкасаясь с разными людьми русского обществ, герой обретает самого себя, постигает тайны человеческого бытия. Писатель показывает драматическое рождение Человека как личности, исполненной гуманистических идеалов, которые формируются в условиях нового отношения к человеку. Это новое отношение — любовь к человеку и вера в него, протест против всего, что уродует его душу.
«В людях» — вторая часть трилогии — повествует о следующем этапе познания жизни, когда складывается новое отношение героя - к человеку и окружающему миру. Ее центральная проблема - исследование формирования гуманизма. Название «В людях» имеет второй, обобщающий смысл: Человек с его радостями и печалями, достоинствами и пороками стоит в центре интересов героя. Алеша находится во враждебном, пошлом мире мещан.
Он видит нужду, надругательство над человеком, каторжный труд. «Не думалось о возможности чего-либо лучшего, чем-то, что есть, что неустранимо является перед глазами каждый день». «Мои университеты» (1923) — последняя часть автобиографической трилогии.
Продолжение в следующей главе…