Вместо психологически разработанных характеров (как это было в классическом театре Островского и Чехова) карикатурный плакатный образ, или, по словам самого Маяковского, «оживленные тенденции»; острый комический эффект, возникающий на основе самопародирования персонажей, которого они сами не замечают, откровенный гротеск в духе народного балагана (сцены «красной свадьбы» в «Клопе» и его главный герой Присыпкин, переименовавший себя в Пьера Скрипкина, партократ Победоносиков и ряд других персонажей в «Бане»), феерически-цирковая, фантастическая интрига, неожиданно переключающая действие в будущее; наступательно-активная авторская позиция (в связи с чем известный режиссер Я. Таиров предлагал вводить в его пьесы роль автора, с передачей ему некоторых характерных реплик персонажей).
И, наконец, высокая патетика фантазии, подчеркнуто контрастирующая с картинами затхлой карикатурной современности (вот она «убедительная» современносты 20 гг.!), т.е. художественно намеренное эксцентрическое уподобление пьесы и спектакля «сатирической оде».
Не случайно Маяковский в этих пьесах ориентировался на авангардистский эксперимент театра Вс. Мейерхольда. «Театр,- полемически утверждал Маяковский,- забыл, что он зрелище. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки — трибуной — в этом суть моей театральной работы».
Так Маяковский сознательно сближался с Гоголем, с его традицией общественной, социально значимой комедии и вслед за ним признавался, что в «Клопе», (как и в «Ревизоре») «тоже нет ни одного положительного типа», хотя они все-таки были, но появлялись в качестве контрастного фона.
Известный сатирик М. Зощенко, присутствовавший на авторской читке «Клопа» 23 сентября 1929 года свидетельствовал: «Актеры и писатели хохотали и аплодировали поэту. Каждая фраза принималась абсолютно. Такую положительную реакцию мне редко приходилось видеть».
Однако официальная критика (а она все более становилась таковой) встретила яркие сатирические пьесы Маяковского как издевательское увеликанивание недостатков советской действительности (В. Ермилов). И надо признать, что была не так уж и далека от истины.
Конец…
Источник: Русская литература 2007.
Автор: Сафронова Л.В., Ломова Е.А.