Но Маяковский уже переходил от радостного «удивления» от советской действительности к пониманию трагической «убедительности» 10-летия Советской власти.
Он объявляет в 1928 году, что собирается писать поэму под названием «Плохо». И пишет одну задругой фантастическо-сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929). До этого у Маяковского был, пожалуй, только один серьезный опыт театрально-политической сатиры - две редакции пьесы «Мистерия - Буфф» (1918 и 1921).
Основной сатирический потенциал его находил свое выражение прежде всего в форме острой публицистической лирики, начиная еще с работы в дореволюционном журнале «Новый сатирикон», а затем в «Окнах РОСТА».
В 20 годы складываются характерные приемы, образы и даже градация комического представленная, например, в сборниках «Маяковская галерея», «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается» (1923). Не забудем и почти ежедневную устную трибуну поэта—«Голгофу аудиторий», которая стала формой непосредственного контакта с читателем, сбора и изучения жизненного материала. Маяковский наследует и творчески развивает традицию «сатирической оды», идущую в русской литературе от Державина и Некрасова.
«Его митинговый криковый стих, рассчитанный на площадной резонанс, держится все время на острие комического и трагического», на «крайности связываемых планов - высокого и низкого» (Юрий Тынянов). Театр Маяковского — тоже площадное бурлескное искусство, напоминающее иногда народный балаган и раешник, но подчиненное в первую очередь целям политической агитации и пропаганды. Драматическая поэтика его окончательно определяется в «Клопе» и «Бане».
Продолжение в следующей главе…