Привлекательны в этом ряду многочисленные образы мордовских крестьян: они удивительно просты, мудры и в то же время просветлены как бы только им известными тайнами природы. Величественный образ матери, исполненный в 1940 году, и усталое, с резкими прорезями морщин, лицо отца в портрете 1944 года создавались под влиянием особого чувства к родителям. Выполненные в разной тональности, они согреты одним чувством - чувством безмерной любви и благодарности.
Как вехи постоянного самоанализа остались автопортреты мастера. Они разные и по периодам создания, и по манере исполнения, и по состоянию. Скульптурные и живописные, они дают представление об его мужественном и одухотворенном облике. "Автопортрет" 1908 года относится к поре развития и возмужания скульптора. Образ пронизан глубоким размышлением автора о своей будущей жизни и творчестве.
Вернуться из-за границы в Москву Эрьзя смог только в 1950 году. Богатый дар - почти двести скульптур - привез и безвозмездно передал своему народу. Сухо и настороженно встретили его на родной земле.
Для творчества того времени (1950-е годы) характерен отказ от динамики и экспрессивности, на смену которым приходят поэтичность, лиричность в трактовке образов. Стиль Эрьзи приобретает точность и лаконизм. Трудится он до последнего - маэстро так и скончался за работой в своей мастерской 24 ноября 1959 года.
Долгих Кристина, специально для Ncool.ru