В двадцать шесть лет Степан Нефедов поступил в Московское художественное училище живописи ваяния и зодчества, где занимался скульптурой под руководством Волнухина и Трубецкого, последователя импрессионизма в скульптуре. Его творческая манера оказала особое влияние на первые самостоятельные работы молодого скульптора. В первые годы революции, как и многие скульпторы, Эрьзя принял участие в работе по "монументальной пропаганде. Командировки на Урал и Кавказ стали новым ярким этапом стремительного творческого развития Эрьзи. Первые монументальные искания художника успешно реализовались в созданных им памятниках "Парижским коммунарам", "Уральским коммунистам", "Освобожденному труду", Карлу Марксу, установленных на улицах Екатеринбурга.
Время, проведенное в Новороссийске, Баку, Батуми, стало также временем поиска и обретения новых тем, новых средств выражения. Эрьзя здесь обращается к такому нетрадиционному материалу для скульптуры начала XX века, как дерево, и раскрывает совершенно новые его возможности. На Кавказе в его творчестве получат развитие вечные темы искусства - любовь, материнство и мифологические сюжеты. Взявшись за темы, столь любимые в античном и классическом искусстве, Эрьзя как бы сверяет свой выработанный метод с такими масштабами искусства, которые открылись для него во время поездки в Италию и Францию.
Во Францию Эрьзе было суждено вернутся еще раз - осенью 1926 года, но теперь уже по решению Наркомпроса с большой выставкой своих работ. В феврале 1927 года около 30 лучших произведении мастера будут представлены в галерее в Париже. А уже в конце апреля 1927 года по приглашению президента Аргентины Эрьзя со своими произведениями прибыл в Буэнос-Айрес, где ему было суждено прожить почти четверть века. Многие портреты аргентинского периода связаны с родиной, воспоминаниями о ней.
Долгих Кристина, специально для Ncool.ru, продолжение в следующей главе.