Журналистка Наталья Морарь, в декабре 2007 года высланная из России за свои статьи о коррупции, в 2009 стала одним из главных действующих лиц молдавской twitter-революции, а сегодня ведет теледебаты на частном канале Publica.
"Мне следовало бы послать открытку тогдашнему главе ФСБ с благодарностью", - признается Наталья корреспонденту Le Monde Петру Смоляру. После twitter-революции к власти в Молдавии пришел Альянс за европейскую интеграцию, впоследствии разочаровавший многих своих сторонников, несмотря на очевидные перемены. "После восьми лет отсутствия политической конкуренции при коммунистах новая элита не может возникнуть в одночасье", - признает Морарь.
Свобода слова в Молдавии, начиная с апреля 2009 года, идет вперед гигантскими шагами, а сфера общественных дискуссий напоминает Россию 1990-х, "до путинского оледенения", отмечает газета. "Но с политической точки зрения на ум приходит скорее сравнение с Украиной после "оранжевой" революции", - констатирует Смоляр. "Украинский пример поучителен, - признает министр иностранных дел Юрий Лянкэ. - Альянсу следует сконцентрироваться на том, что нас объединяет, а не раскалывает".
Уже два года в Молдавии нет президента из-за отсутствия большинства в парламенте, продолжает издание. Эта аномалия портит идиллическую картинку, нарисованную европейскими лидерами, выделяющими Кишиневу финансовую помощь и оказывающими торжественный прием премьер-министру Владу Филату. "Это напоминает мне Горбачева, которого перед распадом СССР приветствовали за границей, тогда как в стране были пустые полки", - говорить Наталья Морарь. "В Молдавии полки полны, но предприятия развиты слабо. Несмотря на положительные показатели роста, Молдавия остается самой бедной страной Европы", - пишет газета.
Долгое время Альянсу не хватало двух голосов для назначения главы государства, когда же два диссидента из числа коммунистов выразили готовность присоединиться к коалиции, они поставили такие условия, при которых невозможно найти кандидата и сделан еще один шаг к досрочным выборам, необходимым коммунистам, чтобы взять реванш за 2009 год. Как отмечает издание, досрочные выборы могут поставить под угрозу все усилия молдавского правительства в области евроинтеграции. По данным недавних опросов, число сторонников вступления в ЕС сейчас мало как никогда и составляет 47%. По мнению мэра Кишинева Дорина Киртоакэ, вина за упущенные возможности евроинтеграции лежит на всем политическом классе Молдавии. "В парламенте от силы десять кристально честных людей, не замешанных в скандалах. Главная цель депутатов - максимально усилить свое влияние и обогатиться", - цитирует Киртоакэ издание. Даже премьер-министр говорит о криминализации некоторых институтов, "поделенных" между партиями Альянса.
Молдавской политике свойственна поляризация и неразвитая культура компромисса, полагает историк Петру Негура. "Крупные партии ориентируются на геополитические, а не политические факторы. Конфликт между коммунистами, цепляющимися за советское прошлое, и либералами, являющимися в первую очередь прорумынскими националистами, слишком силен", - признает он.
Даже сторонники Альянса разочарованы. "Власть изменилась, но отрицательные черты руководства остались, - убежден один из основателей НПО "Гайд-парк" Геннадий Брега. - Они не осознают необходимости прозрачности. Twitter-революция была вспышкой, значение которой поняли лишь немногие".
Петр Смоляр
Le Monde
По материалам: